Тенденция к увеличению числа самоубийств и к резкому их «омоложению» отмечается во всем мире. Суицид входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти юношей и девушек. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Ежегодно в мире каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Во многих странах суицид выходит на первое или второе место в качестве причины смерти лиц этого возраста. Повторные попытки суицида подростки и юноши совершают гораздо чаще взрослых. Республика Беларусь относится к странам с высоким уровнем самоубийств.

Суицид (сознательное лишение себя жизни) – форма саморазрушающего поведения, являющегося следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта и личностного кризиса.

Социально-психологическая дезадаптация личности возникает под влиянием различного рода личностных и психотравмирующих факторов, как правило, в результате нарушения системы отношений между индивидом и его значимым социальным окружением. Во всех случаях суицидальное поведение является результатом личностного анализа конфликтной ситуации. Особенностью юношеского суицида является то, что молодые люди часто решаются на суицид внезапно, без длительной подготовки и планирования, а сама реакция носит выраженный ситуативный характер.

К суицидальному поведению относят: завершенные суициды, суицидальные попытки, демонстрации и имитации суицида, а также суицидальные замыслы, высказывания и угрозы. Для профилактики все эти формы равнозначны и суицидоопасны, так как самоубийство имеет феноменологическую природу. Чем раньше признаки суицидального риска будут обнаружены и компенсированы, тем меньше вероятность суицидального поведения и рецидива суицидоопасных состояний в будущем.

Суицидальный рискстепень вероятности возникновения суицидальных побуждений и осуществления суицидальных действий.

Развитие суицидальной тенденции (риска суицидального поведения) имеет свою динамику: конфликт в системе значимых отношений у личности с низкими адаптационными возможностямисоциально-психологическая дезадаптация и личностный кризис в условиях конфликтавторичный конфликтсуицидальное намерение (действие). В соответствии с этим риск суицидального поведения по степени выраженности имеет свою градацию: признаки состояния социально-психологической дезадаптации и кризиса у личности с низкими адаптационными возможностямиконфликт в системе значимых отношений у дезадаптированной личности, который оценивается как неразрешимыйпрямые или косвенные признаки суицидального намерения. Эффективность профилактики суицидального поведения на последней стадии развития суицидальной тенденции достигается с привлечением психиатра (психотерапевта).

Предрассудки и заблуждения в отношении суицидального поведения:

  1. Предрассудок: Те, кто кончают с собой, психически ненормальные люди.

Заблуждение: Душевнобольным никто, кроме врача не сможет помочь.

Факт: Примерно 70 – 80 % суицидентов не страдают никаким психическим заболеванием. В их жизни это временная ситуация, из которой они не видят иного выхода.

  1. Предрассудок: Не следует говорить о самоубийстве с человеком, подверженным его риску, поскольку можно спровоцировать совершение этого действия.

Заблуждение: Лучше в разговоре избегать этой темы.

Факт: Напротив, в ситуации доверительного общения обсуждение проблемы суицида снижает его риск. Лучший способ выявления суицидальных намерений – прямой вопрос о них. Открытый разговор с выражением искренней заботы и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения.

  1. Предрассудок: Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.

Заблуждение: Не нужно обращать особое внимание на людей, говорящих о самоубийстве.

Факт: Четверо из пяти людей, намеревающихся покончить с собой, обычно перед этим прямо или косвенно дают знать кому-нибудь о своих намерениях. перед смертью в той или иной форме говорят об этом желании с другим человеком.

  1. Предрассудок: Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания.

Заблуждение: Подобное поведение достойно игнорирования или осуждения.

Факт: Наказание за суицидальное поведение или его оценка как «недостойного» способа призыва о помощи может привести к рецидиву.

  1. Предрассудок: Самоубийца определенно желает умереть.

Заблуждение: Нет никакого смысла в оказании помощи, он будет неоднократно предпринимать попытки, пока не совершит самоубийство.

Факт: Большинство суицидентов являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо их желания. Преобладающее большинство лиц, обнаруживавших суицидальные тенденции в то или иное время своей жизни, находят способ продолжения жизни.

  1. Предрассудок: Большинство самоубийств совершается неожиданно, без предупреждения.

Заблуждение: Поскольку о самоубийстве заранее никому неизвестно, то и невозможно ничего предпринять для его предотвращения.

Факт: У большинства суицидентов наблюдаются предупреждающие сигналы в форме прямых высказываний, физических (телесных) признаков, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений, указывающих на глубокие душевные переживания и психическое напряжение.

  1. Предрассудок: Если человек однажды предпримет суицидальную попытку, то он больше ее уже не повторит.

Заблуждение: Теперь нет нужды беспокоиться; сама совершенная попытка предотвращает возможность дальнейших суицидальных действий.

Факт: Частота самоубийств у лиц, ранее совершавших суицидальные попытки, в 40 раз выше, чем среди других людей.

  1. Предрассудок: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийствам.

Заблуждение: Алкоголь и наркотики снижают остроту переживания проблем.

Факт: Алкоголизм и наркомания являются психологическими аналогами суицидального поведения. Злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами относится к фактором суицидального риска.

  1. Предрассудок: Самоубийство представляет собой чрезвычайно сложное явление, помочь самоубийцам могут только профессионалы.

Заблуждение: Никто, кроме специалиста не сможет помочь потенциальному суициденту.

Факт: Реагирование на суицидальное поведение у конкретного человека должно быть немедленным и не требует глубоких познаний в области психологии или медицины. Необходимо лишь понимание и проявление внимания к тому, что человек говорит, принятие этого всерьез, оказание психологической поддержки и последующее обращение за соответствующей помощью к психологу или психиатру.

  1. Предрассудок: Если у человека имеется склонность к самоубийству, то она останется у него навсегда.

Заблуждение: Нет способа, позволяющего искоренить суицидальные чувства, и не стоит надеяться, что человек вернется к своим повседневным обязанностям после суицидального эпизода.

Факт. Большинство суицидальных кризисов являются преходящими и устраняются при соответствующей помощи. Однако если эмоциональный стресс продолжается, облегчение не наступает, а помощь не оказывается, то сохраняется риск суицидального поведения. После получения профессиональной помощи человек чаще всего способен возобновить свою обычную жизнь деятельность.

  1. Предрассудок: Самоубийство – явление наследуемое.

Заблуждение: Значит, оно фатально, и ничем нельзя помочь.

Факт: Это пока не доказано. Наличие какой-либо генетической основы не означает, что человеку в современном цивилизованном обществе нельзя оказать реальную помощь, даже если это нужно делать неоднократно.

Выдающийся русский психиатр И.А.Сикорский отмечал: «Неожиданные «внезапности» (суициды) являются таковыми только по недосмотру или по непривычке видеть и наблюдать психологию в лицах и событиях… Все, т.н. «глубокие тайны» подготовляются и зреют на виду у всех; предусмотреть их возможно; научиться видеть должно».

Профилактика самоубийств возможна, однако для ее осуществления необходим ряд мер, связанных с совершенствованием оказания психолого-педагогической помощи и системы взаимодействия. Лучшим из всех возможных подходов предупреждения суицидов, осуществляемых на базе учебных заведений, является скоординированная системная работа, проводимая совместно педагогами, психологами и медицинским персоналом в тесном сотрудничестве с администрацией.

Работа по профилактике суицидального поведения учащихся в учреждении образования имеет 4 уровня и осуществляется согласно следующей модели:

Общая профилактика (постоянно, со всеми учащимися) – изучение личностных особенностей, формирование благоприятного социально-психологического климата и установок на здоровый образ жизни, поддержание нравственного и психического здоровья, развитие и стимулирование адаптационных возможностей у обучающихся.

Первичная профилактика (систематически, с «группой риска») – выявление учащихся, которых по своим личностным особенностям можно отнести к «группе риска», оказание им помощи в адаптации к учебному процессу, формировании адекватного позитивного образа Я, профилактические индивидуальные беседы, своевременное разрешение конфликтных ситуаций, взаимодействие с родителями, выявление студентов, нуждающихся в психологической помощи и поддержке, психолого-педагогическая коррекция их состояния.

Вторичная профилактика (по факту, индивидуально) – при обнаружении суицидального риска осуществляется в виде обеспечения безопасности учащегося, оказания экстренной психологической помощи с привлечением специалистов в этой области, тесного взаимодействия с родителями

Третичная профилактика (систематически, индивидуально) реадаптация и ресоциализация студента, совершившего суицидальную попытку, снижение последствий и уменьшение вероятности рецидива.

Акцент в профилактике необходимо делать на недопущении суицидоопасного развития дезадаптационных процессов в условиях личностного кризиса, на своевременном выявлении и нивелировании факторов, несущих потенциальную угрозу суицида, изменении условий их порождающих. Значимым исходным моментом в этой работе является установление доверительных отношений, наличие сведений о личностных особенностях юношей (девушек), особенностях семьи, биографических данных.

Факторы, детерминирующие суицидоопасное развитие кризисных и дезадаптивных состояний имеют как собственно психологическое, так и социальное содержание.

Биографические факторы:

– суицидальные попытки в прошлом;

– психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;

– злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды асоциального поведения у членов семьи;

– суицидальные попытки и суициды в семье;

– насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);

– недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

– частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;

– неполная семья;

– чрезмерно высокая или слишком низкая требовательность со стороны родителей в отношении детей;

– излишняя авторитарность родителей (особенно следует обращать внимание на семьи, где излишне авторитарна мама, а отец проявляет безволие и безучастность);

– отсутствие психологической гибкости и педагогического такта у родителей;

– физические недостатки, тяжелые хронические заболевания;

– воспитание приемными родителями или опекунами.

Личностные факторы:

– эмоциональная неустойчивость и выраженная тревожность;

– асоциальное либо антисоциальное поведение;

– склонность к демонстративному поведению;

– высокая степень импульсивности;

– раздражительность;

– отсутствие гибкости в мышлении и стилях преодоления трудностей;

– инфантильность, неспособность самостоятельно преодолевать жизненные трудности;

– неспособность реальной оценки действительности;

– тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;

– низкая самооценка;

– легко возникающее чувство разочарования;

– чрезмерная подавленность при несущественных недомоганиях или неудачах;

– чувство неполноценности и неуверенности в себе;

– отсутствие отношений с противоположным полом;

– робость и застенчивость;

– болезненное реагирование на грубость и бестактность;

– отчужденность;

– пессимистический взгляд на жизненные перспективы;

– склонность к экстремальным формам проведения досуга;

– высокая конфликтность в отношениях с окружающими.

Отклонения от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы половой идентичности, связанные с сексуальной ориентацией, либо участие в молодежных деструктивных (эмо, готы т.п.) течениях также являются факторами риска суицидального поведения.

Факторы (как правило, конфликты), связанные с психотравмирующими событиями в жизни личности с низкими адаптационными возможностями, которые могут спровоцировать суицидальное поведение:

– ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, как угроза образу «я»;

– конфликты в семье, развод родителей, уход одного из них из семьи;

– смерть родного, любимого или другого значимого человека;

– разрыв отношений с любимым человеком;

– совершение противоправного действия;

– подражание саморазрушающему поведению других;

– запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

– разочарование и серьезные трудности в учебе;

-шантаж с целью получения желаемого;

– высокие притязания к результатам обучения (оценкам);

– нежелательная беременность, аборт и его последствия;

– совершение в отношении молодого человека (девушки) преступных действий, связанных с физическим, сексуальным насилием или утратой имущества;

– неизлечимые или «позорные» заболевания.

Биографические и личностные факторы опосредуют возможное суицидоопасное развитие дезадаптивных процессов. Такие студенты нуждаются в более акцентированном психологическом и социально-педагогическом сопровождении их учебной деятельности. С ними необходимо проводить специальную индивидуальную работу с привлечением психолога, социального педагога, а при необходимости медперсонала.

Роль «пусковых механизмов» в суицидоопаснм развитии дезадаптивных процессов могут выполнять ситуативные факторы (конфликты). В случае суицидального риска биографические, личностные и ситуативные факторы интегрируются в сложную комбинацию острых переживаний одиночества, обиды на окружающих, разочарования в себе, беспомощности, безнадежности, утраты жизненных целей и ценностей.

В случае возникновения таких состояний следует провести ряд мероприятий. К ним можно отнести:

– организацию постоянного наблюдения за данными учащимися;

– перевод, по возможности, в другую учебную группу (с согласия самого учащегося);

– ограждение от конфликтов, повышенных психических нагрузок, временное «смягчение» требовательности педагогов к качеству подготовки к занятиям;

– встречи с родителями (по возможности);

– тактичный повседневный контроль;

– вовлечение в творческую деятельность;

– оказание помощи в консультации у специалистов при жалобах на здоровье.

Методы:

– доверительные беседы;

– авансированные поощрения;

– вовлечение в активную деятельность;

– повышение уровня самооценки;

– стимулирование конструктивной  инициативы;

– одобрение, похвала, эмоциональная поддержка, внушение уверенности;

– постепенное повышение уровня требовательности.

Индивидуальная беседа с потенциальным суицидентом имеет свою специфику.

  1. Быть уверенным, что в состоянии помочь.
  2. Молодые люди в состоянии суицидоопасного кризиса, являются особенно чувствительными не только к тому, что говориться, но и как это говориться.
  3. Мягко выяснить причины переживаний.
  4. Направлять разговор в сторону душевной боли, а не от неё, стимулировать «проговаривание» переживаний.
  5. Сохранять спокойствие, проявлять терпение и не осуждать, не зависимо от того, что говорит.
  6. Педагоги могут столкнуться с тем, что юноша (девушка) отвергает их помощь. На самом деле он(а) одновременно и желает, и не хочет её, поэтому мягкость и настойчивость, внимание и желание понять, максимальное проявление сочувствия необходимы для достижения положительного результата в беседе. Между тем ненавязчиво следует проявлять твердость в собственной жизнеутверждающей позиции.
  7. Совместно обсудить имевшиеся в жизни молодого человека схожие жизненные ситуации.
  8. Дать возможность молодому человеку найти свои собственные ответы, даже если считаете, что знаете очевидное решение или выход.
  9. Предлагать только ту помощь, которую сами в состоянии оказать.
  10. Если чувствуете, что Ваши слова не нашли отклика у собеседника, то найдите возможность продолжения этой беседы со специалистом-профессионалом. Сообщить студенту, куда и к кому он может обратиться за психологической помощью и поддержкой.

В индивидуальной беседе необходимо гибко использовать антисуицидальные факторы либо стимулировать их появление в сознании потенциального суицидента. Как правило, такими факторами являются:

– нереализованные творческие планы, представление о неиспользованных возможностях;

– внимание к собственному здоровью;

– религиозность, религиозные и социальные табу, связанные с проблемой самоубийства;

– боязнь причинить душевную боль родным и близким;

– родственные обязанности;

– чувство долга, понятие чести;

зависимость от общественного мнения;

– эмоциональная привязанность к значимым близким;

– гиперответственность;

боязнь физического страдания и причинения себе физического ущерба;

– негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства;

– неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства,

 

Помощь учащимся с выраженными суицидальными тенденциями или отчаявшимся

Суицидальное поведение – это последнее звено в цепи процесса дезадаптации. Важно вовремя увидеть этот процесс. В момент его кульминации также можно предотвратить суицидальный поступок, т.к. суицидальное намерение, как правило, носит ситуативный характер.

!!! Признаки, свидетельствующие о возможной суицидальной угрозе и необходимости экстренной психологической помощи.

Поведенческие:

признаки самоповреждения (странгуляционная борозда на шее; свежие шрамы, царапины либо повязки на запястьях);

– вялость, апатия, безразличие,

– утрата интереса к увлечениям, жизненной деятельности, ранее доставляющим удовольствие;

– уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, стремление к уединению, уход из дома;

– рассеянность или растерянность, неспособность сосредоточиться;

– внезапное изменение поведения и настроения (например, от подавленности и отстраненности к, бросающейся в глаза, веселости и беззаботности), особенно, отдаляющие от близких людей;

– злоупотребление табаком, алкоголем или другими психоактивными веществами;

– опрометчивые и безрассудные поступки;

– прощальные записки, письма, SMS;

– посещение врача без очевидной необходимости или настойчивые просьбы об обследовании и госпитализации;

– раздача дорогих вещей и/или денег;

– приобретение средств совершения суицида;

– пренебрежение внешним видом, несоблюдение правил личной гигиены;

– проблемы в учебе (снижение успеваемости, прогулы, опоздания);

– подготовка плана суицида;

– рисунки с гробами и крестами, брутальность антуража;

– частое прослушивание печальной и траурной музыки, предпочтение чтения, связанного со смертью и самоубийствами;

– изменение режима сна: недостаток сна или повышенная сонливость.

Коммуникативные:

– суицидальные угрозы и высказывания (прямые или косвенные);

– разговоры или шутки о желании умереть;

– сообщение о конкретном плане суицида;

– высказывания самообвинения;

– размышления вслух о малой ценности жизни;

– высказывания, фиксированные на кризисной ситуации, состоянии здоровья;

– медленная, маловыразительная речь;

– символическое прощание;

– сообщение о своих намерениях в письмах, дневниках, записках, SMS и т.п.;

– высказывания о собственной малозначимости;

– уверения в беспомощности и зависимости от других, двойственная оценка значимых событий.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец»,«когда все это кончится», «так жить невозможно», рассуждения о похоронах.

Эмоциональные:

– признаки депрессии (подавленность, эмоциональная «закрытость», безучастность к окружающим людям, слезливость);

– резкие колебания в настроении – от безудержного веселого до угрюмого, подавленного и наоборот;

– высокая степень эмоционального истощения;

– переживание одиночества;

– переживание беспомощности и безнадежности;

– переживание горя;

– чрезмерные опасения или страхи;

– чувство вины;

– переживания, связанные с «серьезностью» либо «неизлечимостью» имеемого заболевания.

Появление таких признаков, особенно в совокупности, во многом свидетельствует о возникновении намерения уйти из жизни или высокой вероятности суицида. В этом случае необходимо срочно провести беседу, в которую обязательно включить следующие вопросы:

– Что у тебя что-то стряслось?

– Что тебя мучает (беспокоит)?

– Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

– Каким образом ты собираешься это сделать?

Ответы на них помогут определить степень суицидального риска и вероятность суицидальных действий. При утвердительных и конкретизированных ответах необходима немедленная специализированная помощь.

И, наконец, в ситуации острого переживания кризиса, открытого заявления о нежелании жить либо демонстрации суицидальных намерений необходимы быстрые и решительные действия. Самым эффективным способом является обращение к специалистам психологам и психотерапевтам, которые занимаются экстренными кризисными состояниями в специализированных центрах и медицинских учреждениях. В разговоре следует убедить учащегося в необходимости обращения к этим специалистам безотлагательно. Такого учащегося следует незамедлительно направить в сопровождении кого-либо из персонала учебного заведения в специализированный центр или медицинское учреждение. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. Ни в коем случае не оставлять одного!!! Подобные меры многократно повышают вероятность сохранения жизни и здоровья молодому человеку.

 

Первая помощь при суициде.

Если Вы стали свидетелем попытки самоубийства, нужно предпринять следующие действия:

1) вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103;

2) оказать первую доврачебную помощь:

  • остановить кровотечение – на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) – жгут выше раны;
  • при повешении часто травмируются шейные позвонки, поэтому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;
  • если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
  • при отравлении – вызвать рвоту (если человек в сознании!);
  • при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
  • в случае отравления, если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля;
  • если пострадавший в сознании – необходимо поддерживать с ним постоянный(!!!) коммуникативный контакт, не оставляя его одного(!!!) со своими мыслями

 

Экстренная психологическая помощь в Минске:

Для взрослых 290-44-44, для детей и подростков 315-00-00 круглосуточно. Круглосуточная кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей 241-32-32