Работа с родителями

Только хорошо продуманная система совместной работы педагогов и родителей, когда учебное заведение выступает педагогическим руководителем, создает прочную базу для взаимного, заинтересованного сотрудничества и способствует успешности обучения и воспитания. Именно в первые дни пребывания учащихся в учебном заведении крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимодействия с родителями.

Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией об учащихся, что позволит предотвратить отклонения в их поведении. Можно предложить родителям анкету с целью выяснения характера семейного уклада (см. Приложение № 1), взаимоотношений в семье (Приложение № 2).

Очень важный аспект взаимодействия педагогов и родителей – единство позиций семьи и учебного заведения по следующим вопросам:

  • охрана здоровья учащихся (невнимательное отношение родителей к режиму труда и отдыха своих детей является причиной трудностей в учебе, а пренебрежительное отношение самих учащихся к своему здоровью приводит к пропускам занятий);
  • организация досуга учащихся (если учащийся свободное время проводит бесцельно, то рано или поздно это приведет к противоправным поступкам);
  • позитивное отношение к людям;
  • ответственное поведение;
  • повышение общей и профессиональной культуры.

Современными формами взаимодействия куратора с родителями являются:

  • Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые куратором по необходимости с привлечением специалистов по возникшей проблеме. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход должен быть таким: “Перед нами стоит общая проблема. Что мы  можем предпринять для ее решения?”
  • Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей). Допускается:
    • извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в учреждении образования;
    • советы и пожелания по воспитанию учащихся;
      • Психолого-педагогическое просвещение (Дни открытых дверей, конференции, родительские лектории).
      • Организация работы телефона доверия, по которому можно связаться с учебным заведением в определенные дни и получить консультацию по интересующему вопросу.
      • Проведение неформальных встреч родителей, учащихся, преподавателей.
      • Организация совместной деятельности.

На современном этапе в работе с родителями важное значение имеет педагогический такт, требующего от куратора учета жизненного опыта родителей, их эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру учащегося. Поэтому в индивидуальных беседах с родителями тактично обсуждаются проблемы, важные для конкретного человека и его семьи. А участие в беседе самого учащегося позволит впоследствии избежать недоразумений и убедить его, что это не заговор против него, а проявление внимания и заботы о нем.   Главное условие – доброжелательный тон, радость общения.

Актуальным остается взаимодействие учреждения образования и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости учащихся. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал куратора могут быть включены памятки родителям:

  • «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности».
  • «Рекомендации преподавателей, работающих в группе».
  • «Советы и рекомендации психолога».
  • «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.

В основу любого общения куратора с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация, или встреча с родителями по поводу проступка учащегося) должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:

  1. Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать…», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в группе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.

Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего – взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь».

  1. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах куратора: «но меня беспокоит…». И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойствия (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы, принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).
  2. Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность.
  3. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, группу в целом. Здесь куратор проектирует целую систему воспитательных мероприятий: кураторских часов, диспутов, встреч, походов и др. – для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся и родителей.
  4. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося или группы. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.д.

Эти пять элементов взаимодействия куратора и родителей постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными в рамках педагогического треугольника (куратор  –   родители    –   учащиеся).

 

По-разному складываются отношения с родителями учреждения образования в целом и куратора в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и в конечном результате – эффективность воспитательного процесса, как учебного, так и домашнего. Но встречаются случаи, когда возникает конфликт между родителями и куратором (учебным заведением в целом). Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, куратор выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

Выделяют причины объективные:

  • различия уровня образования и культуры, мировоззрения, ценностных ориентациях;
  • различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию и обучению детей;
  • возрастные и половые различия педагога и родителей;
  • однобокая, односторонняя информированность об учащемся (у родителей – из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений);
  • предъявление завышенных требований родителей к педагогу, педагога – к родителям;
  • разница условий материальных и духовных, для реализации задач воспитания.

 

Различают и причины субъективного характера:

  • личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов), способностей, темперамента;
  • история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;
  • сложившийся стереотип в понимании воспитания;
  • недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия);
  • вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);
  • равнодушие к детям, невыполнение прямых родительских и педагогических обязанностей и др.

 

По степени конфликтности в отношениях куратор-родители различают:

  • несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений;
  • несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно учащегося, его отдельных поступков и поведения (это противоречие затрагивает эмоциональную сферу обеих сторон);
  • спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей учащегося (затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);
  • ссора, прерывание отношений на краткий период, что может привести к более устойчивым конфликтам (непосещение родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации и др.);
  • разрыв – конфликт, доведенный до крайней степени, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка.

 

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, куратор выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

  • сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;
  • компромисс (действие на основе взаимных уступок);
  • перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений ( с тем, чтобы вернуться к решению проблемы на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);
  • спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;
  • выражение (подчеркнутое ) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;
  • временный отказ от своего требования;
  • привлечение других лиц (директора, преподавателей спец дисциплин) в качестве «третейского судьи»;
  • выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых формах);
  • проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);
  • конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону в продуманном и логически вычисленном диалоге со специально отработанным содержанием, убедительными доводами, доказательными фактами);
  • умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;
  • использование метода «параллельного действия» А.С.Макаренко: умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;
  • личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития учащегося и куратора.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из конфликтов помогает управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения конфликта. Куратор, являясь лицом профессионально-компетентным и личностно заинтересованным в решении возникающих проблем воспитания, должен выступать для родителей мудрым советчиком, наставником, единомышленником.

Приложение № 1

 

Анкета для родителей

(нужное подчеркнуть)

 

Цель: выяснить характер семейного уклада.

 

  1. Выполняют ли ваши дети постоянный режим дня?

Да,     нет,     не всегда,     иногда

 

  1. Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям?

Да,     нет,     не всегда,     иногда

 

  1. Как вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления?

Хвалю,    даю деньги,    не замечаю,    иногда замечаю,    обращаю внимание на хорошее

 

  1. Знаете ли Вы друзей своих детей?

Да,     нет,     не всех

 

  1. Чем занимаются Ваши дети в свободное от занятий время?

помогают по дому,    смотрят телевизор,    читают,    работают на компьютере,    гуляют на улице,    не знаю

 

  1. Знаете ли Вы интересы своих детей?

Да,     нет,     не все,     нет времени интересоваться

 

  1. Имеют ли Ваши дети постоянные обязанности по дому?

Да,     нет,     не всегда

 

  1. Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми?

Ровные,    спокойные,    требовательные,    нетерпящие возражения.

 

 

Приложение № 2

 

Тест для учащихся

 

Цель: проанализировать общение родителей с детьми.

 

Отметьте те фразы, которые чаще всего употребляют ваши родители в общении с вами.

 

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала.
  4. И в кого ты только уродился.
  5. Какие у тебя замечательные друзья.
  6. Ну, на кого ты похож(а)!
  7. Я в твое время!
  8. Ты моя опора и помощник(ца).
  9. Ну что за друзья у тебя!
  10. О чем ты только думаешь!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты!
  14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

 

Поставьте по 2 балла за отмеченные вами фразы 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и по 1 баллу за фразы 2, 3, 5, 8, 9, 12, 14. Подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.

 

5-9 баллов.

Вы живете с родителями душа в душу. Они искренне любят и уважают вас. Отношения между вами способствуют становлению Вашей личности.

10-13 баллов. (Если преобладают оценки с одним баллом).

Вы уважаете своих родителей, но не до конца откровенны с ними. На вас оказывают влияние случайные обстоятельства.

6-12 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами).

Ваши родители являются для вас авторитетом, но  необходимо быть повнимательнее друг к другу, т.к. на ваше поведение в той или иной ситуации в большей степени влияет случай.

13-18 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами).

Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Вы до конца не осознаете роль родителей в вашей жизни, поэтому следует пересмотреть свое отношение к ним.