Влияние эмоций на обучение

 

  1. Эмоции и познавательная деятельность.

Положительные эмоции – необходимое условие активности познавательного процесса, организуемого преподавателем на уроке. Сам факт восприятия учебной информации в состоянии эмоционального комфорта или даже подъема становится более богатым, объемным, впечатляющим. Переход знаний во внутренний мир личности невозможен без их эмоционального переживания, пристрастного осмысления. Интеллектуальные чувства (удивление, радость открытия, озарения – инсайта, ощущение тайны) являются важной психологической составляющей познавательного интереса.     Психологи отмечают, что положительное эмоциональное самочувствие, комфорт, ярко окрашенные эмоции стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными пот ребностями и резко повышают восприимчивость мозга к учебной информации.

Эмоции являются весьма заметным стимулятором таких важных, позна вательных по своей природе, психических процессов, как память и внимание. Положительно окрашенные эмоции увеличивают силу ассоциаций; ярче, лучше запоминаются образы, которые воспринимались эмоционально. Это же относится и к вниманию: источник эмоциональных переживаний овла девает вниманием человека иногда настолько, что полностью поглощает его.

Столь же важны эмоции при познании внутреннего мира другого человека. Только в режиме активного сопереживания, эмоционального отклика уча щийся может оценить, понять, вчувствоваться, присоединиться к предла гаемым ценностям, жизненным смыслам, сделать их органической частью своего личного опыта, своего мировоззрения.

Таким образом, эмоции – мощный союзник преподава1теля в активизации процессов познания мира, социального опыта общества. Чтобы полностью использовать эмоциональный потенциал учащихся, учителю необходимо систематически отслеживать его при помощи специального эмоционального мониторинга урока.

 

  1. Эмоциональные барьеры восприятия и понимания учебной информации.

Если положительные эмоции учащихся стимулируют его познавательные процессы, то отрицательные переживания могут стать подчас трудно преодолимым барьером между педагогами и учащимися.

Барьер учебной установки, при которой ученик включается в познаватель ную деятельность без эмоционального переживания материала, ориентируясь только на его оперативное запоминание и воспроизведение либо ради мотива долженствования, либо ради оценки. Такое формальное усвоение информа ции, лишенное личностного смысла, глубины, приводит к быстрому забы ванию материала.

Барьер авторитарности, при котором учитель эмоционально сковывает уче ника безапелляционной подачей материала. В ситуации “интеллектуальной интервенции” чувства обучающегося подавлены, он интеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном про цессе.

Барьер дидактогенного воздействия возникает у учащихся при контактах с учителем, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной учебной  тревожности, которое может перейти в так называемые  неврозы: стойкий страх перед преподавателем, учебной ситуацией, учебным заведением в целом. Очевидно, что такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы.

Барьер эмоциональной невосприимчивости встречается у некоторых уча щихся с низкой эмоциональной культурой, не обладающих богатством переживаний, с плоским, примитивным восприятием красок мира, нераз витым воображением. Таким учащимся трудно “схватить” учебный материал во всей сложности его многоцветья и смысловых оттенков, сопереживать педагогу.

Барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на уроке. Так, хорошо известно возбужденное состояние учащихся после урока физкультуры, экскурсии и т.д. Неприятные переживания в семье учащийся приносит на урок, эмоциональная перестройка запаздывает, происходит отключение от восприятия материала.

Барьер перегрузки учащихся хорошо известен каждому учителю. Большое количество уроков, трудных предметов, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и разрядки, в дополнение ко всему плохое питание – все это приводит к переутомлению детей. Плохое психофизическое состоя ние детей вызывает быстрое психическое истощение организма, что в свою очередь ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке.