Мифы и реальность подросткового суицида

В последнее время с экранов телевизоров нас буквально захлестнул поток информа-ции, касающийся детского и подросткового суицида. Разумеется, подобная ситуация является поводом для беспокойства как родителей, так и педагогов. Школьного пси-холога забрасывают просьбами «посмотреть ребенка». Вместе с тем, от постороннего человека, даже специалиста, скрыто многое из того, что могут наблюдать близкие люди, друзья и родители. Вашему вниманию представлен материал, который помо-жет лучше понять своих детей, особенно подростков.

Признаки склонности подростка к самоубийству
Самоубийства являются второй по распространенности причиной подростковой смертности после несчастных случаев. Нередко подростки говорят о самоубийстве только для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей или же заставить их хорошенько поволноваться в отместку за что-либо. Однако родителям не стоит игнорировать подобные заявления своего ребенка и относится к ним легкомысленно. Многие родители списывают заявления ребенка на капризный характер, на плохое настроение, не замечая, что это был крик о помощи. Если ваш ребенок заявляет о намерении совер-шить самоубийство или постоянно расстроен и подавлен, вам необходимо обсудить с ребенком и с психологом его эмоциональное состояние. Если у вас зародились хоть малейшие подозрения, что ваш ребенок собрался свести счеты с жизнью, необходимо немедленно оказать ему помощь и под-держку. Далее приведены несколько признаков, которые могут указывать на склонность подростка к самоубийству.
• Внезапное отдаление вашего ребенка от своих друзей или семьи может сигнализировать о том, что у подростка в голове зародилась мысль о самоубийстве. Конечно, для подростков ха-рактерно разрывать и вновь восстанавливать контакты со своими друзьями и находиться в несколько напряженных отношениях со своей семьей, однако, когда подросток отказывается вступать в эмоциональные связи с кем бы то ни было, это, как правило, дурной знак.
• Желание подростка избавиться от своих личных вещей тоже может являться сигналом о том, что у ребенка присутствуют суицидальные мысли. Если ваш ребенок вдруг раздал все лич-ные вещи друзьям или родственникам, поинтересуйтесь, в чем причина такой внезапной щедрости. Порой и вполне добрые, на первый взгляд, дела могут привести к трагическим по-следствиям.
• Если ваш ребенок говорит о самоубийстве, о том, что его все “достало”, что его никто не по-нимает, что всем стало бы лучше без него, или что-нибудь подобное, то вам стоит отнестись к подобным заявлениям со всей серьезностью. Пообщайтесь с ребенком, постарайтесь выяс-нить, почему ваш ребенок чувствует себя подобным образом. Если ваш ребенок не захочет говорить с вами, постарайтесь найти кого-то, кому ваш ребенок сможет открыться.
• Многие подростки, склонные к самоубийству, характеризуются нестабильным отношением к своим друзьям. Ребенок, который обычно находился в кругу друзей, внезапно отстраняет от себя всех друзей и товарищей и остается совершенно одиноким. Ребенок становится агрес-сивным, демонстрирует насилие, набрасывается на своих бывших товарищей, в поведении преобладает эпатаж, мятежность, своеволие. Все это может свидетельствовать о том, что под-росток склонен к самоубийству.
• Если ваш ребенок склонен писать стихи или рисовать, изучите его произведения. Стихи, в которых говорится о смерти, самоубийстве или рисунки на мрачную тематику также могут свидетельствовать о склонности к самоубийству, а также о внутренней борьбе вашего ребен-ка с желанием свести счеты с жизнью.
• Внезапная потеря интереса к жизни является еще одним тревожным знаком. Большинство подростков, которые задумываются о самоубийстве, прекращают заботиться о своем внешнем виде, теряют интерес к ранее любимым активным развлечениям, не уделяют внимание учебе, а порой и вовсе отказываются ходить в школу. Как следствие, их успеваемость заметно пада-ет.
• Проблемы со сном у подростка также могут быть связаны с мыслями о самоубийстве. Про-блемы со сном могут быть совершенно разного характера. Например, некоторые подростки могут постоянно спать, чтобы избавится от проблем реального мира, которые не дают им по-коя, а другие, наоборот, не в силах уснуть из-за проблем, которые их гнетут. Если вы замети-ли наличие проблем со сном у вашего ребенка, то вам необходимо поговорить с ним и выяс-нить причину их возникновения. Возможно, за всем этим кроется серьезная проблема, кото-рая может привести подростка к самоубийству.
• Употребление наркотиков и злоупотребление алкоголем характерно для подростков, которые склонны к самоубийству. Часто подростки прибегают к наркотическим веществам и алкого-лю, чтобы убежать от своих эмоциональных проблем, но со временем этого становится недо-статочно. Если у вас есть подозрение, что ваш ребенок употребляет алкоголь или наркотики, постарайтесь как можно скорее оказать ему помощь, пока проблема не перерастет в ситуа-цию, с которой вы не сможете справиться.
• Если ваш ребенок уже пытался ранее совершить самоубийство, и вы снова наблюдаете у него признаки депрессии, необходимо немедленно обратиться за помощью к специалисту. В по-добном случае не стоит дожидаться появления других признаков, так как подросток уже про-демонстрировал, что способен, руководствуясь самыми мрачными мыслями, попытаться ли-шить себя жизни. В таком случае необходима срочная помощь специалиста, так как может возникнуть ситуация, с которой вы будете не в силах справиться.

Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с по-терей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). По воз-расту пик суицидов приходится на 15 – 16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По по-ловой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики. 92% детей и подростков, совершив-ших суицид, не попадали в поле зрения психиатра.
Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки ре-шались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и про-тестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология само-убийства – это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.
Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и вну-шаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, сла-бость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии ре-шения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает по-вышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера (“патология идентичности” по Эриксону) и встречается почти у четверти здоровых подростков.

Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.
– Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
– Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
– Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
– Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
– Боязнь позора, насмешек или унижения.
– Страх наказания, нежелание извиниться.
– Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
– Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
– Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
– Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Особенности суицидального поведения детей в разные периоды жизни.
Во-первых, это – недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Поня-тие “смерть” в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2 – 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.
В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и дости-гают большой интенсивности, но продолжаются недолго.
В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти ста-новятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.
Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно – шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических це-лях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения. Они следующие:
1. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознава-ния суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
2. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
3. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют де-прессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых, и существенно разнятся между собой.
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадать-ся по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенче-ские и ситуационные.
Словесные признаки
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
– прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
– косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
– много шутит на тему самоубийства;
– проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки
Подросток может:
1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в поря-док дела, мириться с давними врагами;
2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде – стать неряшливым;
– в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попере-менно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
– проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
– социально изолирован, чувствует себя отверженным;
– живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
– ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
– предпринимал раньше попытки самоубийства;
– имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
– перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
– слишком критически относится к себе.
Для подростков склонных к самоубийству характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к дей-ствию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств» («эпидемии само-убийств среди подростков»).
Если замечена склонность школьников к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
3.Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пре-небрегайте ничем из сказанного.
4.Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о само-убийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
5.Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
6.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей ком-петентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональ-ную опору.
7.Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, вра-чей, священников, к которым можно обратиться.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффек-тивного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощно-сти. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.
Все суициды делятся на три группы:
– истинные,
– скрытые,
– демонстративные.
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состоя-ния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на го-товность к истинному суициду – размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ – «жить для того, чтобы жить» – ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств “из-за любви” происходит потому, что детская влюбленность – не что иное, как отражение потребности быть нуж-ным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
Демонстративный суицид. Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство само-убийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.
Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на “неуправляемость” детей и под-ростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью – «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был…»
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа – “сде-лай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд…”. И бич демонстративных само-убийц – случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон… А они-то хотели только попугать!
Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить чело-века от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: “Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распо-ряжаться не вправе!” Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и ес-ли он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.
Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не откры-тый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное по-ведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой при-чине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.
Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суи-циде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой экспе-римент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суи-циде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.
Вообще суицид – не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
Любой суицид – это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида – дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого – уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.
Подготовлено по материалам сайта http://rostemo.org и http://www.mybloginfo.ru